Сейчас правоохранителями отрабатывается информация о возможной причастности руководства этого предприятия к совершению других уголовных правонарушений. Подробности в ведомстве не комментируют, ссылаясь на тайну следствия, но отмечают, что в этом году борьба с теневыми схемами в фармацевтической отрасли стала одним из приоритетных направлений работы.
На фоне постоянного роста цен на предметы первой необходимости лекарства “превзошли” все остальные товары: стоимость импортных медикаментов в аптеках в 2017 году увеличилась сразу на 88%, украинских – на 40%. При этом адекватного наполнения бюджета средствами от налогов почему-то не произошло. Учитывая емкость рынка, а это около 90 млрд гривен, оценочная сумма потерь бюджета от непоступления налогов, по данным налоговой милиции, составляет более 3 млрд гривен в год.
ЦЕНУ НАКРУЧИВАЮТ С ПОМОЩЬЮ ОФШОРОВ
Если не ставить во главу угла прежде всего вопрос изготовления медпрепаратов по оригинальной рецептуре, то разделить фармрынок на импортные и отечественные лекарства на самом деле можно лишь условно. Поскольку для производства украинских препаратов используется, как правило, импортное сырье – своего Украина не имеет. В январе-феврале текущего года через аптечные сети было продано лекарственных препаратов на сумму около 14 миллиардов гривен, из которых на долю импортных приходится 9 миллиардов.
Учитывая тот факт, что перечень лекарственных средств, изготавливаемых отечественными фармацевтическими заводами, далек от реальных потребностей при современных подходах к лечению заболеваний, для импортеров лекарств всегда создавались максимально благоприятные условия. Введя НДС при ввозе в размере 7%, законодатели в свое время все равно сохранили для них нулевую ставку таможенного сбора. Причем эта льгота совершенно не зависит от таможенной стоимости. Тем не менее, импортеры, как и раньше, продолжают использовать схему с офшорами, накручивая стоимость на препараты еще при ввозе. Естественно, это влияет и на дальнейшую цену того или иного лекарства, несмотря на то, что государством установлены граничные торговые надбавки при оптовой и розничной торговле.
По данным налоговой милиции, примерно треть от общей суммы теневых денег при импорте оседает на счетах посредников офшорных юрисдикций.
Завышать стоимость при ввозе выгодно по нескольким причинам. Во-первых, чтобы лекарства потом продавать по высоким ценам, в том числе и государственным медицинским учреждениям. А также для увеличения суммы налогового кредита, которая впоследствии заявляется к возмещению. Кроме того, это удобный способ для выведения валюты.
В качестве примера в ГФС приводят один из выявленных фактов правонарушений. Так, одним из оптовых реализаторов в течение 2016-2017 годов по контракту с подконтрольным нерезидентом, зарегистрированным в США, в Украину ввозилось лекарственное средство иностранного производства.
Задекларированная стоимость одной упаковки при ввозе на таможенную территорию Украины составляла от 2729 до 2914 гривен. Тогда как иностранная компания – отправитель товара – продавала упаковку этого же лекарственного средства по цене от 1208 до 1220 гривен. За счет использования указанной схемы импорта украинский дистрибьютор искусственно завысил свои расходы на сумму более 11 млн гривен.
“Стоимость импортируемых лекарственных средств или ингредиентов для их изготовления завышается для наращивания валовых расходов и уменьшения объекта налогообложения налогом на прибыль. Основная наценка, то есть основная прибыль от операции, остается у нерезидента-посредника офшорной юрисдикции, как правило, подконтрольного импортеру (резиденту)”, – объясняет первый заместитель главы Государственной фискальной службы Сергей Белан. По его словам, если судить по делам, которые расследует налоговая милиция, то стоимость умышленно завышается не менее чем в два-три раза.
Решением проблемы, по мнению первого заместителя главы ГФС, могло бы стать внесение изменения в ч. 3 ст. 335 Таможенного кодекса, которое обязательным условием представления в перечне документов и сведений, необходимых для таможенного контроля ввоза на таможенную территорию Украины лекарственных средств, ингредиентов и изделий медицинского назначения, предусматривало бы в том числе и экспортную декларацию страны, из которой товар отправляется. Такая экспортная декларация позволит определять реальную стоимость товара.
Но вот применять ли такой инструмент, конечно, решать правительству и депутатам; ГФС, как известно, не является субъектом законодательной инициативы. Кстати, это позволило бы проконтролировать и реальную стоимость ввозимого сырья, из которого производятся лекарства уже внутри страны. Естественно, себестоимость готовой продукции определяет не только сырье, но это одна из ее главных составляющих. Также в цену лекарств закладываются и другие расходы, в частности, на энергоносители, транспортировку, аренду помещений, услуги нематериального характера.
ЛЕКАРСТВА ТЕСТИРОВАЛИ ЗА НАЛИЧНЫЕ И ПО ПОДДЕЛЬНЫМ ДОКУМЕНТАМ
В течение января-апреля этого года по результатам отработки фармацевтической отрасли налоговой милицией Днепропетровской, Донецкой, Ивано-Франковской, Киевской, Львовской, Одесской, Полтавской, Ривненской, Харьковской, Херсонской, Черниговской областей и г. Киева обнаружены признаки преступлений и зарегистрировано 22 уголовных производства на общую сумму установленных убытков 49,6 млн грн, из которых обеспечено возмещение ущерба на сумму 11,4 млн грн, уменьшено бюджетное возмещение 6,4 млн грн налога на добавленную стоимость.
Самая распространенная схема, которая, по подсчетам налоговиков, сказывается на цене лекарств и стоит бюджету примерно 2 миллиарда гривен неуплаченных налогов, состоит в применении “ретро-бонусов”, то есть дополнительной оплаты за реализацию продукции. При этом, как правило, оплата осуществляется деньгами, самим товаром или скидкой на него. Вуалируется услугами нематериального характера, наиболее “популярные” среди которых – собственно маркетинговые услуги, а также маркетинговые исследования, презентации, консультации, размещения товаров, опросы общественного мнения, которые на самом деле не предоставляются.
В качестве поставщиков таких услуг широко используются субъекты хозяйствования упрощенной системы налогообложения. “Оплата осуществляется производителем или дистрибьютором за распространение того или иного лекарственного средства аптечной сети или физическим лицом-предпринимателем, связанным с этой аптечной сетью, – рассказывает Сергей Белан. – Например, налоговой милицией были разоблачены должностные лица общества с ограниченной ответственностью, входящего в одну из аптечных сетей южного региона, которые уклонились от уплаты налога на прибыль за 2016 год на сумму 3,67 миллиона гривен путем искусственного формирования валовых расходов на сумму около 20,4 миллиона по “фиктивным” сделкам. Эти сделки – о выполнении маркетинговых услуг, исследований, аренды недвижимого имущества, презентаций и других услуг – были заключены с физическими лицами-предпринимателями, которые фактически не могли их предоставлять. Сейчас по выявленным фактам продолжается досудебное расследование уголовного производства. Еще пример: одна из крупных фармацевтических фабрик в течение прошлого года перечислила почти 14 миллионов гривен физическим лицам-предпринимателям, которые находятся на упрощенной системе налогообложения, с назначением платежа “за услуги”.
Среди предприятий, которые участвуют в теневых схемах, связанных с фармацевтическим рынком, есть и государственные учреждения. Например, сотрудниками налоговой милиции Киевской области совместно с Генеральной прокуратурой Украины в ходе досудебного расследования уголовного производства по ч.3 ст.212 УК Украины прекращена незаконная деятельность должностных лиц одного из госучреждений Национальной академии медицинских наук. Она заключалась в создании схемы уклонения от уплаты налогов путем нарушения установленного порядка клинических испытаний медицинских средств и в дальнейшем получении денежных средств от фармакологических компаний в иностранной валюте без отражения в первичных финансово-бухгалтерских документах.
Установлено, что должностными лицами этого учреждения, по предварительному сговору с фармкомпаниями, при заключении договоров о проведении клинических исследований, с целью уклонения от уплаты налогов, осуществлен ряд действий, направленных на умышленное занижение цены договоров и, как следствие, неуплату госучреждением обязательных платежей в бюджет государства при сертификации медицинского оборудования. Кроме того, медработниками этого учреждения, вопреки Порядку проведения клинических испытаний, исследования медицинских средств проводились формально или вообще не проводились. По результатам якобы проведенных испытаний составлялись заведомо недостоверные документы, в которых указывались фиктивные данные о количестве людей, проходивших исследование, за которых лично работниками вышеуказанного государственного учреждения и их родными заполнялись анкеты для обследования.
Поддельными были и финансовые документы на получение средств, что выделялись на транспортировку людей, которые якобы должны были проходить исследование в медицинском учреждении, и другие связанные с этим расходы.
После клинических испытаний медработники, принимавшие участие в их проведении, получали от фармакологических компаний оплату наличными в иностранной валюте, которая не соответствовала сумме договора. Большая часть этих денежных средств нигде не учитывалась, они распределялись между сотрудниками медучреждения, которые подделывали результаты клинического испытания.
По результатам принятых мер фигурантами производства добровольно погашен нанесенный государству ущерб в сумме 7,5 миллиона гривен.
КАК ВЗЯТЬ ЛЕКАРСТВА ПОД КОНТРОЛЬ?
“Только за прошлый год официальный объем розничной торговли медпрепаратами сократился на четверть, – говорит Сергей Белан. – В то же время количество аптечных учреждений увеличивается ежемесячно почти во всех областях, потому что это очень выгодный бизнес, независимо от того, как меняется благосостояние населения”.
В большинстве регионов Украины работает, как правило, 10-15 аптечных сетей. Особенностью рынка является большое количество аптек, зарегистрированных на ФЛП, их доля постоянно растет и уже достигла почти 35%. Регистрация аптек на физических лиц-предпринимателей выгодна в первую очередь владельцам таких аптек. Кроме того, использование ФЛП дает возможность дистрибьюторам и производителям реализовывать неучтенные объемы продукции.
По словам Сергея Белана, подконтрольные ФЛП работники аптечной сети, дистрибьютора, производителя, фактически трудоустроены на этом же предприятии, зарегистрированы как отдельные субъекты хозяйствования упрощенной системы налогообложения. Используются для легализации бестоварных операций, безналичного перевода средств.
“При осуществлении проверок в аптечных сетях наиболее распространенные нарушения, выявляемые контролирующими органами, – это реализация лекарств без применения кассовых аппаратов, или, как они называются официально, регистраторов расчетных операций (РРО). Либо же с применением РРО, не зарегистрированных в органах ГФС, а также реализация лекарственных средств, которые не зарегистрированы Минздравом”, – продолжает он.
В марте этого года сотрудниками налоговой милиции Винницкой области совместно с работниками местного отделения Государственной службы лекарственных средств и контроля за наркотиками в ходе отработки аптечных сетей области установлено, что в одном из аптечных киосков физическим лицом-предпринимателем реализуются лекарственные средства и медицинские препараты без лицензии на право осуществления торговли указанными товарами.
На момент осмотра указанного помещения правоохранителями любые разрешительные документы отсутствовали. По данному факту в отношении физического лица-предпринимателя составлен протокол об административном правонарушении по ч.1 ст. 164 КУоАП. В ходе дальнейшего досмотра обнаружено и изъято лекарственных средств и медпрепаратов на общую сумму 104,2 тыс. гривен.
Кроме того, выявлен факт продажи некачественных лекарств, что является нарушением ст. 15, 21 Закона “О лекарственных средствах”. Так, в продаже был лекарственный препарат иностранного производства, оборот которого запрещен прошлогодним июньским распоряжением Гослекслужбы.
Ранее в Донецкой области сотрудниками налоговой милиции была разоблачена незаконная деятельность сети аптек по уклонению от уплаты налогов.
В рамках расследования уголовного производства, открытого по ч. 3 ст. 212 (уклонение от уплаты налогов, сборов) установлено, что с целью документального прикрытия закупки лекарственных средств и сопутствующих товаров у крупных оптовых поставщиков злоумышленники приобрели два предприятия, зарегистрированные в Харькове и Белой Церкви, имеющих лицензию на оптовую торговлю медпрепаратами. В Донецкую область товары доставлялись из указанных городов.
Реализация лекарств осуществлялась через сеть из 10 аптек, расположенных в Мариуполе, Угледаре, Красноармейске, Селидово и других городах, с помощью регистраторов расчетных операций предприятий, которые не отчитывались в налоговые органы и не платили никаких налогов в государственные и местные бюджеты.
БЕЗ НАЛОГОВ И РЕЦЕПТОВ
Свою лепту в теневой рынок вносит и интернет-торговля. Чтобы понять, как это работает, заказала различные препараты на разных сайтах, предлагающих доставку курьером или пересылку по почте. Перед этим проконсультировалась с доктором, чтобы среди прочего выбрать и препараты, на которые обычно выписывают рецепты. Последних, кстати, в Киеве не нашла. Но их без проблем пообещали переслать из Львова. Хотя, как позднее мне объяснили в ГФС, продажа лекарственных средств не может осуществляться дистанционно и путем электронной торговли, а также по почте и через любые заведения, кроме аптечных, и вне их, за исключением случаев, предусмотренных соответствующим постановлением Кабмина.
“Вопрос легализации дистанционной торговли лекарственными средствами требует широкого обсуждения с общественностью, изучения опыта зарубежных стран, проведения соответствующих консультаций экспертов и специалистов рынка фармацевтической продукции, – считает Сергей Белан. – Сейчас существуют разные формы таких продаж, но законной можно назвать разве что одну из них. Это когда крупные сети аптек имеют свои веб-страницы, и вы, заказывая через интернет-ресурс лекарственные средства, забираете лекарства в ближайшей (удобной для вас) аптеке сети.
А вот поручиться за качество и легальность в случаях, когда лекарства доставляются курьером или пересылаются по почте, не берется никто. Не говоря уже о происхождении препаратов и условиях, в которых они хранятся. Как сообщал недавно “Цензор.НЕТ”, налоговой милицией во Львовской области была прекращена масштабная схема незаконного импорта лекарств, которые продавались через Интернет. На фото с места, где была обнаружена партия стоимостью 850 тысяч гривен, условия хранения хорошо видно. Это просто деревянные полки в помещении, похожем на гараж, а на них картонные ящики с упаковками препаратов. Хотя для того, чтобы лекарства оставались качественными и безопасными для людей, нужно соблюдать специальные правила хранения, включая температурный режим, влажность и т.д.
Так что, с одной стороны, покупать лекарства через интернет, тем более с доставкой, проще и удобнее. Но оправданы ли такие риски?